КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ВОЗРАСТАМ
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
Комплекс состоит из приемов общего массажа (поглаживание) и активных движений, сновывающихся на врожденных безусловных рефлексах.
1. Массаж-поглаживание рук, ног, спины, живота (а, б, в, г).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев
2. Активные движения — упражнения для стоп, рефлекторное разгибание позвоночника, рефлекторное ползание (д, е, ж).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев
В комплекс для этого возраста постепенно вводятся пассивные движения в связи с уменьшением мышечной гипертонии.
1. Массаж спины (разминание) (а).
2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (б).
3. Поворот на живот — рефлекторный (в).
4. Отклонение головы назад в положении на животе на вису (г).
5. Сгибание и разгибание рук (д).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев
6. «Скользящие» шаги (имитация велосипедных движений) (е).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
В период от 4 до 6 месяцев необходимо ввести несложные активные движения. Особое внимание надо уделить упражнениям в хватании, удерживании предметов, размахивании и т. д. Для этого во время занятий гимнастикой упражнения для рук надо соединять с воспитанием акта хватания. Вначале ребенок сам должен держаться за палец сестры-воспитательницы; в дальнейшем (после 6 месяцев) для этой же цели используют кольца. В том же возрасте надо стимулировать первые попытки ребенка к перемене положения тела как подготовку к ползанию. Следовательно, система упражнений должна предвосхищать то новое, что неминуемо возникает у ребенка.
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
1. «Парение» в положении на животе (а).
2. Приподнимание верхней части тела из положения на животе при поддержке за отведенные в стороны руки (б).
3. Ползание с помощью (упражнения для стимуляции ползания) (в).
4. Сгибание и разгибание ног (попеременно и вместе) (г).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев
Второе полугодие жизни ребенка — это период массового возникновения условных связей, которые вырабатываются на базе безусловных и условных рефлексов. Следовательно, если раньше упражнения осуществлялись по типу врожденного рефлекса в ответ на безусловный раздражитель, то в этом периоде упражнения осуществляются в ответ на условные раздражители. Такими сигналами могут быть легкое потягивание за ноги, зрительные сигналы (кольца, палочка), а затем и речевые сигналы (сядь, топай, возьми кольца и т. п.).
В возрасте от 10 до 12 месяцев формируются стояние без опоры и ходьба. Появляются новые элементы методики — сидение на корточках. В связи с этим вводятся соответствующие упражнения в приседании. Вводится разнообразная речевая инструкция, которая вытесняет сигналы первой сигнальной системы (как потягивание за ноги, повороты таза и др.).
Комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев
1. Присаживание за отведенные в стороны руки (а).
2. Присаживание (упражнение для сгибателей рук) (б).
3. Наклон туловища (в).
4. Выпрямление туловища (г).
5. Присаживание при поддержке за руки (д).
6. Приседание (е)
7. Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослых (ж).
8. Ходьба на четвереньках (з).
Советы родителям
Всегда считайтесь с настроением малыша во время занятий, его реакциями. Запомните: упражнения должны вызывать только положительные эмоции. Если ребенок капризничает (тем более плачет), не стоит настаивать. Выберите другое время!
Увеличивайте физическую нагрузку постепенно. Чтобы не переутомить малыша, занятие проводите в 2—3 приема в течение дня. Если он спокоен, гулит, не сердится, у него розовая кожа, теплые ручки и ножки, нагрузку можно увеличить. Ее можно и регулировать — делать занятия короче и длиннее, упражнения повторять большее или меньшее количество раз, разнообразить темп, размах движений, чередовать разные по сложности упражнения и отдых.
Занимайтесь с малышом ежедневно в одно и то же время за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него. Перед сном тренироваться не стоит.
Перед началом занятий, в конце и в течение дня поглаживайте и растирайте малышу пальчики и кисти рук. Очень полезно, играя с ребенком, вкладывать в его ладонь маленькую игрушку с неровной поверхностью и затем как бы отнимать ее.
Ваши руки во время занятий должны быть теплыми, сухими, чистыми.
Комната, в которой вы занимаетесь, должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней +20...22°.
Занимаясь, все свое внимание сосредоточьте на ребенке. В комнате нежелательны другие люди и шум. Говорите негромко, спокойно, ласково. Замечательно, если будет звучать
тихая мелодичная музыка (Чайковский, Моцарт, Шуберт, Вивальди): все дети, а с нарушениями центральной нервной системы в особенности, очень восприимчивы к музыке.
Существенное влияние на психику и настроение младенца оказывают цвета, которые находятся в его окружении. Беспокойных, крикливых, с повышенной двигательной активностью детей успокаивают салатные, голубые тона. Для спокойных (тем более флегматичных и вялых) хороши яркие, контрастные цвета — цвет маминой одежды, игрушек, предметов мебели.
Чтобы малыш лучше и быстрее уснул, желательно неяркое освещение синего или голубого света, его включают при подготовке ко сну.