СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ
Главное событие месяца — прорезывание первого зуба. Конечно, это может произойти и раньше, и позднее —- у некоторых вполне здоровых детей первые зубы появляются чуть ли не к году. Почему? Точного ответа нет, причин много. Замечательный русский педиатр Г. Н. Сперанский, за свою долгую врачебную жизнь наблюдавший во многих семьях два, а то и три поколения детей, одним из первых заметил, например, наследственную предрасположенность к позднему прорезыванию зубов.
О состоянии здоровья ребенка говорят не столько сроки, сколько порядок прорезывания зубов. В норме он таков: сначала два нижних резца, потом — два верхних, далее боковые резцы в обратном порядке — сначала верхние, потом нижние, затем по одному коренному — вверху и внизу; место клычков еще пустует, заполняется оно сначала вверху, потом внизу и, наконец, последняя пара коренных — снизу и сверху.
Иногда первый зуб выявляется неожиданно: кормит мама ребенка кашей, и вдруг — о, радость! — ложка тоненько звякнет, коснувшись чего-то твердого. Вот он, зубик, маленькое белое возвышение над чуть покрасневшей и припухшей десной!
Но чаще все-таки прорезывание зубов связано с беспокойством для малыша, а значит, и для мам, пап, бабушек и дедушек.
Зубные «капризы»
Еше задолго до «события» усиливается деятельность слюнных желез - - природа предусмотрительно готовит ребенка к разжевыванию твердой пищи. Глотать слюну он еще не умеет, и, если ее не вытирать, она течет по подбородку, на шею, застаивается в шейных складках. Одни дети легко мирятся с этой навязчивой влагой, других она раздражает — ведь и состав слюны, и чувствительность кожи у всех разные. А тут еще и зуд в десне! Как не расхныкаться, не раскапризничаться?
С неприятными ощущениями ребенок борется как может — начинает тащить в рот, грызть и кусать все, что придется: свои игрушки, неосмотрительно брошенную шариковую ручку, собственный кулачок, мамин палец...
У малыша должны быть предметы для жевания, не имеющие острых краев или углов: резиновые колечки, деревянные, хорошо отшлифованные неокрашенные игрушки, в крайнем случае баранка или корочка сухого хлеба. Размокший хлеб или баранку почаще меняйте на сухую, чтобы ребенок не отгрыз кусочек и не поперхнулся.
Недавно появились кольца «с водичкой»: охлажденное перед тем, как дать малышу, приятно холодит воспаленные десны, переключает внимание на новые ощущения и успокаивает. Еще одно, правда, дорогостоящее новшество — «зуборезный» гель, приятный на вкус, содержащий противовоспалительные, обезболивающие вещества.
Давно уже упрочилось мнение: если режутся зубки — жди поноса, повышения температуры и прочих хворей. Нельзя сказать, что эти страхи совсем уж напрасны — нередко так и бывает. Но педиатры и детские стоматологи убеждены — напрямую с прорезыванием зубов это не связано, разве что опосредованно: ухудшение общего самочувствия, сна, аппетита понижает защитные силы ребенка, делая его более восприимчивым к любым болезнетворным факторам. И болеет он не «к зубкам», а по'каким-то другим причинам.
Но это, как говорится, вопрос теории. А во имя практики скажем, и трижды подчеркнем: пусть заболевание не просто совпало с прорезыванием зубов, что чаще всего и бывает, а косвенно с ним связано, все равно оно не становится от этого менее безобидным. И надо, не теряя времени, вызывать врача!
При кишечных расстройствах первая мера помощи — разгрузка. Ребенок это и сам чувствует: повинуясь охранительному инстинкту, он отказывается от еды. Ни в коем случае не кормите его насильно! Поверьте, одно или два пропущенных кормления не принесут никакого ущерба. Важно только, чтобы ребенок получил жидкости столько же, сколько должен был получить еды. Если, допустим, вместо 200 г каши он съел только 50, то остальные 150 ему надо понемногу додать в виде свежезаваренного, несладкого или слегка подслащенного чая, отвара сухофруктов, компота или даже просто воды.
Проследите, изменился ли цвет и запах стула, нет ли в нем нитей слизи, не образуется ли на пеленке вокруг влажное пятно — показатель усиленной потери жидкости. Расскажите об этом врачу.
А когда аппетит восстановится, расширяйте диету осторожно: в первые дни не давайте сырых ягод и фруктов (можно только сырое тертое яблоко, которое в этом случае как раз очень полезно). В овощное пюре лучше пока не добавлять растительное масло, повремените и с овощами, имеющими грубую клетчатку, — свеклой, капустой. Из каш в первые дни предпочтительнее рисовая на воде или на воде с молоком (1 : 1).
Во многих зарубежных руководствах как лечебное блюдо при кишечных расстройствах рекомендуют морковный суп. Конечно, он исключается при диатезе, но, если ребенок хорошо переносит морковь, можно попробовать. Ее, нарезанную, для такого супа тушат на медленном огне до полной мягкости, затем тщательно протирают, разбавляют водой и дают вскипеть.
Повышение температуры в пределах 38—38,5°С дети обычно переносят сравнительно легко, но, если температура тела поднялась выше, надо постараться ее снизить. Это особенно важно для детей с неврологическими расстройствами, ибо у них высокая температура может спровоцировать судороги.
Сейчас во всем мире самым эффективным и безопасным детским жаропонижающим средством считается парацетамол. Анальгин нежелателен: при частом применении он неблагоприятно влияет на кроветворные органы. Аспирин же детям вообще давать нельзя! Парацетамол быстрее действует в специальных детских свечах, которые вводят после стула или клизмы. А в последнее время по телевидению широко рекламируется детский панадол. Это действительно хороший препарат, удобный для применения. В него, как и в сходный с ним калпол, тоже входит парацетамол. Однако лекарства эти, как и все другие, надо давать строго по инструкции, не увеличивая указанную дозу, и помнить, что детям до трех месяцев и парацетамол давать нельзя!
Это — советы на всякий случай. Но если вы будете тщательно соблюдать правила гигиены, ограждать ребенка от контактов с больными, прорезывание зубов, скорее всего, пройдет без лишних огорчений и станет вашим маленьким семейным праздником,
Первый мясной обед
Седьмой месяц отмечен еще одним немаловажным событием: в меню включается мясное пюре. Чем полезно мясо? Прежде всего это источник полноценных животных белков, содержащих все незаменимые аминокислоты. Далее, в нем есть витамины группы В и, что необычайно важно для ребенка после полугода, — высоко содержание железа, причем в легко усваиваемой форме. Железо овощей и фруктов, например, усваивается лишь на 10 %, а мяса — на 30!
Однако многое зависит от того, из какой части туши взято мясо. Жилистое, жесткое усваивается хуже, потому что его белки имеют несколько иной состав; идеальна, конечно, вырезка — она содержит 20 % высокоценного белка и всего 2,8 % жира.
Сварите до мягкости кусочек нежирной говядины, пропустите два-три раза через мясорубку, еще и ложкой разотрите, добавляя немного бульона, в котором мясо варилось, и пюре готово.
Первая порция, как всегда, очень маленькая, половина чайной ложки. Ежедневно ее увеличивайте, и за неделю доведите до 4-5 чайных ложек, то есть примерно до 20 г.
Вы уже изучили привычки и вкусы вашего малыша. Если к новым блюдам он относится с недоверием, можно для начала смешивать мясо с овощным пюре.
Итак, в 14 часов ребенок теперь может съедать настоящий обед из трех блюд: на первое — примерно 50 мл (четверть стакана) протертого овощного супа, на второе — овощное пюре с протертым мясом, на третье 40-50 мл фруктового или ягодного сока. Ко второму можно дать далее 1-2 чайные ложки натертого, хорошо вымытого и очищенного огурца.
Пока за обедом ребенок сам в руки ничего не берет, но вымыть их перед едой не забывайте: так формируется привычка! Привыкнуть он должен и к тому, что рот вытирают салфеткой, а после еды его умывают. Мисочка, чашка, тарелка должны быть всегда одни и те же, хорошо бы -яркие, красивые. Не будем растить брезгливого сноба, но человека с эстетическими запросами — почему бы нет?
Гимнастика на все три месяца
Ребенок пытается ползать, садиться, он стал заметно подвижнее, разные группы его мышц действуют более согласованно. Теперь можно ввести в гимнастику новые, более сложные упражнения. И некоторые из них, для укрепления кистей рук, делать с пластмассовыми кольцами.
1. Малыш лежит на спине. Дайте ему в руки по кольцу. Если он держит хорошо и крепко, беритесь за них тоже и сделайте его выпрямленными ручками несколько круговых движений.
2. Массаж живота.
3. Поднимайте до прямого угла и опускайте выпрямленные ножки, охватив их так, чтобы фиксировать колени.
4. Массаж стоп.
5. Поворот со спины на живот (2 раза).
6. Дайте лежащему на животе малышу обхватить ваши большие пальцы и, согнув ему руки в локтях, прижимайте их к бокам так, чтобы плечи отводились назад до наибольшего сближения лопаток (1-2 раза).
7. Массаж грудной клетки.
8. Когда малыш начнет устойчиво сидеть, он будет выполнять это упражнение сидя, а пока пусть лежит на спине. Обхватив кисти ребенка (или взявшись за кольца), попеременно сгибайте его руки в локтевых суставах.
9. Слегка потягивая лежащего на спине ребенка за согнутые в локтях руки (или кольца), побуждайте его сесть.
10. Поворот со спины на живот (2 раза).
11. Исходное положение — на животе. Возьмите малыша под мышки (позднее можно будет держать за кисти) и на счет «раз» помогите ему встать на колени, на счет «два» — на ноги, на счет «три» — верните в исходное положение.
12. Из положения лежа на спине еще раз помогите ребенку присесть, потягивая уже только за одну руку.
13. Положите на расстоянии полуметра от малыша яркую игрушку. Задача — доползти до нее. Если не получается, помогите ему, своей ладонью подталкивая стопы его полусогнутых ног.
14. Поставив ребенка перед собой и взяв под мышки (а позднее — за кисти) и приговаривая «иди, иди», побудите его сделать 5-6 шагов.
Это примерный комплекс. Общая продолжительность занятий — не более 10 минут. Ориентир — настроение ребенка. Занятия должны его радовать. И вас тоже!